alfafilatov

Categories:

Google обещает нанести добро и причинить благо

Корпорации сегодня способны на многое. Когда понимаешь их масштабы, хочется верить, что гений и злодейство – вещи несовместимые. Хочется надеяться, что видение мира у их владельцев – адекватное. В мире, где деньги решают если не всё, то очень многое, от воли IT-гигантов зависят, без преувеличения, судьбы мира. И корпорации влияют вполне осознанно.

Чтобы понимать масштабы IT-компаний, к которым применяют термин «гиганты», для начала напомню несколько цифр о самой большой стране мира. Для наглядности переведем в доллары бюджет России. В 2021 году доходная часть бюджета запланирована в размере 261 млрд. долларов, расходная – 300 млрд. Ещё цифра: биржевая стоимость самой дорогой компании России «Газпром» составляет на сегодняшний день порядка 70 миллиардов долларов.

А теперь переведем дух и смотрим на другие цифры. Сегодня на бирже капитализации Facebook превысила 1 000 000 000 000 (Триллион!) долларов. То есть, стоимость «Газпрома» в 15 раз меньше стоимости социальной сети. В США пытаются принудить компанию разделиться, чтобы не довлеть над рынком IT, но тщетно – юристы Цукерберга блестяще отбиваются в американских судах от американского правительства.

Google будет покрупнее. На сегодняшний день рыночная капитализация главной мировой поисковой системы составляет 1 триллион 670 миллиардов долларов.
Гиганты тратят немыслимые суммы в благотворительность и социальную инфраструктуру, но и о политике не забывают. И речь не о том, чтобы финансировать каких-то политиков. Они сами – политики.

Так, после выборов президента США 2016 года благодаря компании Cambridge Analytica стало ясно, какую роль играют социальные сети в манипулировании общественным мнением и поведением избирателей. Они работали в основном через Фейсбук и после этого Марк Цукерберг публично объявил войну фейкам. «Фейкньюс» стало словом года в 2017 году.

Каковы результаты борьбы IT-гиганта с фейками? Смогли, например, в разгар выборной кампании заблокировать аккаунты кандидата в президенты Дональда Трампа. Но с фейковой рекламой мошеннических компаний, финансовых пирамид, сомнительных продавцов полулегальных товаров как-то получается не очень. Уверен, каждый с подобным сталкивается периодически. Бороться сложнее? Или отказываться от рекламных бюджетов этих «джентльменов удачи» не хочется? Моя субъективная оценка такая: Фейсбук не очень-то справляется с фейками. Пока больше похоже на цензуру.

На днях компания Гугл заявила о «крестовом походе» против фейков. В результатах своей поисковой выдачи в англоязычных странах перед новостями Google начал показывать уведомления, что информация может быть фейком и не проверена «надежными источниками». Так компания пытается бороться с дезинформацией в случаях поиска по ключевым словам. В частности, так американцы борются с «русскими троллями», которыми застращали уже полмира.

Пока что уведомления введены только в англоязычной версии, но Google планирует внедрить их и в поиск на других языках. Поможет ли это пользователям или станет инструментом цензуры, как в случае с самой большой соцсетью? Не превратиться ли это в инструмент манипулирования под благовидным предлогом? На это можно было бы закрыть глаза, если бы речь шла о каких-то нишевых ресурсах или даже больших СМИ. Но речь о «монстрах», чьи инвестиционные возможности сопоставимы с бюджетом нашей страны и больше, чем стоимость того же «Газпрома». Масштаб заставляет относиться к их инициативам с… очень пристальным вниманием.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.