Алексей Филатов (alfafilatov) wrote,
Алексей Филатов
alfafilatov

Category:

Изменение торговли может изменить общество

С интересным заявлением на днях выступил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В ходе онлайн-конференции Urban Awards «Как изменятся города после пандемии?» он предположил, что крупные торговые центры в столице могут быть снесены после пандемии коронавируса. Согласно его видению, большие бизнес-игроки начнут создавать сотни маленьких магазинов вместо одного большого.
Это может случиться из-за того, что содержать большие площади может стать невыгодно. Особенно, когда разорившиеся в результате антикоронавирусной политики представители малого и среднего бизнеса оставят арендованные ими площади.
Собственно преимущества районных ТЦ перед гигантскими объектами эксперты замечали ещё несколько лет назад. Тогда спад покупательной способности и нежелание потребителей тратить время на долгие походы по магазинам сделали близость к дому основным критерием при выборе места покупок. Теперь же эти тенденции могут ещё больше усилиться и ускориться.
Кузнецов «вангует», что скорее всего, это будет снос, а владельцы спокойно расстанутся с недвижимостью, реализуя землю иначе. Если прогнозы имеют под собой какие-то основания, то это приведет к куда большим социально-экономическим последствиям, чем предсказывает главный архитектор.
Если кто не читал, почитайте Джейн Джекобс «Смерть и жизнь больших американских городов» и «Закат Америки». Модные нынче урбанисты её хорошо знают.
Так вот, большой торговый центр на окраине города (как это распространено сейчас в России) – это, условно, американская модель.
«Малоэтажная Америка», развитая дорожная сеть, огромный автопром и даже Голливуд, формирующий «американскую мечту», а по сути, средний класс в опять же американском прочтении, работают на совершенно определенную модель потребления и стиль жизни.
Европейская модель немного другая. Крупные загородные торговые центры в качестве массового явления начали появляться там в последние 2-3 десятилетия. Гораздо позже, чем в Америке. В Европе развиты сети небольших супермаркетов шаговой доступности, фермерские лавки и продуктовые рынки, которых в Москве почти не осталось.
По сути, когда Сергей Кузнецов рассуждает о судьбе торговых центров, он предвещает многие экономические, социальные и даже политические изменения. И, отчасти, переход от «американской» модели к более европейской.
Если так, то нам стоит ожидать благоприятных условий для развития малого бизнеса, включая не только сферу услуг, но и для фермеров. Кроме того, возрастёт стоимость владения частным автомобилем и, вместе с этим, роль общественного транспорта. Следовательно, снизится роль на продукцию автопрома. Оставшиеся большие торговые центры будут переходить в форматы, где главными будут – досуговые услуги.
Магазины шаговой доступности формируют и укрепляют соседские общности – так называемые горизонтальные связи. В Европах подобные связи – в основе местного самоуправления. А самоуправление – в основе всех ключевых демократических институций.
Не скрою, прогнозы Сергея Кузнецова, из которых вытекают многие социальные изменения мне нравятся, но… «Жаль только – жить в эту пору прекрасную уж не придется – ни мне, ни тебе».
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments