Алексей Филатов (alfafilatov) wrote,
Алексей Филатов
alfafilatov

Categories:

Где прячутся лоббисты?


В Госдуме что ни депутат, то лоббист. Все мы об этом знали, но говорить было как-то неловко. Многие же ещё с советских времен помнят: «Депутат – слуга народа!», хотя звучит эта фраза, как финал какого-то забытого анекдота. Чьими слугами являются сегодняшние депутаты, взяла на себя смелость определить НКО Трансперенси Интернешнл, внесенная Минюстом РФ в список НКО, выполняющая функцию иностранного агента. Сегодня они опубликовали свой доклад о лоббизме в Госдуме. Исследование не безупречное, но эта тема, которая заслуживает самого пристального внимания. России давно нужен закон о лоббистской деятельности, нужна прозрачность и больше разного рода исследований и расследований.

Ценно то, что о лоббизме вообще заговорили, как о проблеме. Он был, есть и будет. Даже в Советском Союзе существовал – отраслевой. Но в России до сих пор никак не могут принять соответствующую нормативную базу, хотя первый вариант закона «О регулировании лоббистской деятельности» бы предложен аж в 1992 году. И с тех пор законопроектов было штук десять.
Авторы упомянутого исследования провели кропотливую работу, изучив биографии и активность 450 действующих депутатов Госдумы. В итоге, получился неплохой справочник «кто есть кто» и карта с рекогносцировкой.
Но есть, конечно, и сомнительные моменты.
«Какие депутаты служат не только народу», - указано в подзаголовке исследования Трансперенси как бы с намеком на некую коррупционную составляющую деятельности парламентариев. Хотя в аннотации исследования есть оговорка, что исследователи никого ни в чем не обвиняют, осадок, конечно, остаётся. Почему? Да потому что профильной деятельностью организации является расследование коррупции. Ну и приписка о том, что «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р» внесена Министерством юстиции РФ в реестр …иностранных агентов» так же для некоторых не добавляет доверия к результатам. Ведь иноагент посягает едва ли не на суверенное право депутатов «решать вопросы» в тишине и тени.
Я общаюсь со многими депутатами, членами СФ и чиновниками самого разного уровня. И потому у меня возникли и другие вопросы к качеству исследования. Указано, например, про депутата, что он входит в группу «силовики» и представляет интересы минобороны, потому что на нём генеральские погоны. А по факту если и входит в какую-то группу, то в региональную и отстаивает интересы крупной ФПГ одного из субъекта федерации. Причем не своего родного. Или другой молодой парламентарий назван в качестве лоббиста некоей региональной группы, а по факту он близкий друг одного из высокопоставленных чиновников администрации президента и, во многом, в этом секрет его успеха.
Прозрачная методология, основанная на чётких индикаторах, к которой прибегло Трансперенси, это сильная сторона доклада – всё проверяемо и прозрачно. Но она же и ключевая его слабость: лоббизм по-русски избегает прозрачности и очень хорошо умеет прятаться.
Специалисты по решению вопросов находятся не только и не столько в парламенте, где утверждаются законы. Они гораздо чаще в исполнительных органах власти, где «ставят подпись». В силовых и надзорных органах, где «дают работать». В «авторитетных» общественных институтах, где «знают нужных людей».
Исследовать лоббизм не так-то просто, но нужно. И говорить об этом явлении необходимо. И закон о лоббистской деятельности принимать следует как можно скорее. Чтобы было цивилизовано, а не вот это всё…
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments