Алексей Филатов (alfafilatov) wrote,
Алексей Филатов
alfafilatov

Categories:

#ЛЮДИ_А Минводы. Цена непрофессионализма



Сегодня история не про героизм, а про недопустимые ошибки, которые стоили людских жизней. О трагедии некомпетентности, свидетелем которой мне пришлось стать. Драме, которую можно было избежать, подключив к операции группу «Альфа», стоявшую наготове.

«Вчера днем недалеко от Пятигорска произошел очередной захват заложников», - писали в те дни газеты. Лето 1994 года. Это было время, когда терроризм внезапно вошел в нашу жизнь и почти в одночасье стал привычным информационным фоном. Уже месяц как случилась трагедия в Будденовске и… «очередной захват заложников». Даже сейчас от этих слов кровь стынет в жилах.

В четверг, 28 июля 1994 года в 16:00 четверо террористов (как позже выяснилось, все они были чеченцами) захватили рейсовый автобус, следовавшего по маршруту Пятигорск-Советское (поселок в Кабардино-Балкарии).

Преступники были среди пассажиров автобуса. И когда он оказался на временной остановке рядом с аэропортом МинВоды, эти четверо надели маски, выхватили пистолеты и приказали водителю никого не выпускать.

40 заложников, из которых восемь – дети. Четверо пассажиров были отпущены в качестве гонцов, сообщивших властям, что террористы хотят получить $15 млн, 2 вертолета с экипажем и всё это к 20:00, то есть менее чем за четыре часа. В противном случае они будут убивать заложников. На тот момент их оставалось 36 человек.

Как только о захвате стало известно, был создан штаб, начались переговоры. Сначала преступники хотели встретиться с руководством прокуратуры Ставропольского края – накануне надзорный орган передал в суд дело других террористов, захвативших заложников в конце мая того же года. Но быстро отказались от этой идеи, сохранив требование денег и хотя бы одного заправленного вертолета.

Переговоры шли дольше тех рамок, что обозначили террористы. Прошёл час X в 20:00 и все заложники были живы. Более того, переговорщикам удалось убедить освободить часть захваченных пассажиров. В полтретьего ночи 29 июля, помимо чеченцев в масках в автобусе осталось лишь 10 человек, в основном женщин – излишним благородством террористы не отличались.

Спустя чуть более получаса вертолет был предоставлен. Четверо террористов и десять заложников поднялись на борт.

Решение о штурме было принято заранее и когда все были на борту в 3:06 – раздался взрыв (штаб, проводивший операцию, заранее вложил взрывное устройство на рампу вертолёта). Взрыв был сигналом для ОМОНа и спецподразделения МВД «Вега» к началу освобождения заложников.

Когда прогремел взрыв, створки рампы отлетели назад и покалечили одного из омоновцев. Другие бойцы кинулись помогать товарищу, а не продолжили штурм. У террористов появился пусть и небольшой, но запас времени. Этого хватило: у одного из террористов сдали нервы и в салоне разорвалась граната.

Тогда же стало понятно, что вместо воды (которую должны были залить, чтобы вертолет при штурме не взорвался) топливный бак под завязку заполнили соляркой – машина загорелась, в ней горели люди.

На месте погибли две женщины и террорист. Ещё одна женщина и 14-летняя девочка скончались в больнице. Пострадали несколько заложников, пять бойцов СОБРа и три сотрудника спецподразделения МВД «Вега». Я помню раненные тела и оторванные конечности.

36 заложников остались живы. Четверо погибли. Уверен, если бы операция была организована профессионально, можно было бы избежать и этих жертв…

Группа «Альфа», в составе которой бы и я, находилась рядом. Нас подняли по тревоге, и наша группа прилетела прямо с тренировки, где мы как раз на протяжении шести часов отрабатывали операцию по освобождению заложников из вертолета. Но операцию решили проводить силами милиции, у которой не было ни опыта, ни специальной подготовки.

Оставшиеся в живых террористы были задержаны. Позже Ставропольский краевой суд приговорил Саида Усманова, Шамана Довтукаева и Бувайсара Нанагаева к расстрелу. В марте 1995 года Верховный суд РФ вернул дело на доследование и лишь спустя три года после теракта, 1 августа 1997 года, главарь банды Саид Усманов был приговорен к смертной казни, а двое его соучастников приговорены к 15 годам колонии строгого режима.

Когда я вспоминаю тот день, я не понимаю, зачем в баки залили топливо, почему штурмовать террористов отправили неопытных милиционеров, а не антитеррористическую группу «А». Не хотели делиться «славой» и рассчитывали сделать всё сами? Цена того непрофессионализма – жизни людей и надломленные судьбы нескольких человек, оставшихся инвалидами.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments