Алексей Филатов (alfafilatov) wrote,
Алексей Филатов
alfafilatov

Category:

Бизнес и оптимизм

​Что-то странное происходит в отечественной экономике. Только на прошлой неделе было объявлено о том, что российская экономика растет уже 13 кварталов подряд (то есть более трех лет). А на этой неделе аналитическое агентство IHS Markit огласило результаты исследований, согласно которым оптимизм бизнеса в России снизился до минимума за три года.

Если исходить из этих ножниц, то получается, что чем ниже оптимизм бизнеса, тем стабильнее рост экономики. А если серьезно, то тот факт, что и компании сферы промышленности, и компании сферы услуг предвидят ухудшение ситуации из-за низкого спроса и ухудшения делового климата является крайне тревожным сигналом опасности.

То, что спрос не просто низок, а еще и продолжает снижаться подтверждают данные ежеквартального опроса Сбербанка «Потребительский индекс Иванова», согласно которому траты россиян на продукты питания во втором квартале 2019 года составили почти 39%. Вот тут уж реальные ножницы - в первом полугодии текущего года продовольственная инфляция составила 5,9%, а реальные доходы населения только в первом квартале сократились на 2,3%. Если к затратам на продукты добавить расходы 15,5% - на коммуналку, 10% - одежду, 7,1% - медицину и 6,6% - погашение кредитов (а это все постоянные расходы), то остается примерно пятая часть средств, которые тоже расходятся у населения быстро. И очевидно, что в условиях обеднения населения и вымывания среднего класса производить и сбывать продукцию просто некому. Россияне и так в долгах как в шелках - средний объем задолженности по оценкам Сбербанка составляет — 260 тысяч рублей на человека.

Отсюда и микроскопические ожидания роста деловой активности российских компаний в июне 2019 года - 15%. В переводе на русский это означает, что 85% отечественных компаний не верят в рост деловой активности. При этом 31% российских компаний ожидают низкую деловую активность в долгосрочной перспективе, в то время как в странах с развивающейся экономикой среднее значений ожиданий того, что «все будет плохо» есть только у 18% компаний.

Число российских компаний, которые планируют расширить штат сотрудников в ближайший год, снизилось до 6% (что является самым низким показателем с февраля 2016 года). И это совсем не значит, что оставшиеся 94% компаний не планируют в ближайший год сократить свой штат. Это к вопросу о новых рабочих местах.

Что же делать в этих условиях? Шаги должны быть реальными, а не формально-затратными. Вот давайте возьмем для примера план мероприятий "Трансформация делового климата", направление "Развитие человеческого капитала", раздел «Ожидаемые результаты». Читаем: «повышена вариативность форм занятости граждан, в том числе законодательно закреплен механизм предоставления персонала для организаций, не являющихся частными агентствами занятости». Краткий перевод – деньги просто распилят, ибо ничего конкретного никто не обещал.
Можно конечно раздавать бюджетные миллиарды "Синергиям" на пропаганду бизнеса среди школьников. Но вы зайдите в любую школу, в любой старший класс – они там уже как таблицу умножения выучили, что кроме как чиновником в стране не выжить – столько десятилетий их рекламируют в реальной жизни.

А если действительно исходить из тех угроз для роста бизнеса, по мнению российских компаний-респондентов, включая сложные условия для малого и среднего бизнеса, и рост налоговой нагрузки на фоне нехватки капитала и менее стабильной прибыли, то надо эти условия упростить, и параллельно снизить налоговую нагрузку, наполняя бюджет с роста оборота. Сделать хоть что-то, чтобы бизнесу стало легче.

А критерий истины очень простой, как в пирамиде МММ, – сколько компаний за истекший период открылось, а сколько закрылось. Вот и вся вариативность.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments