Алексей Филатов (alfafilatov) wrote,
Алексей Филатов
alfafilatov

Что нам делать с Северным Кавказом?

Ужасающая трагедия во Владикавказе, приведшая к большим жертвам, в очередной раз показала истинное лицо нелюдей, готовых ради своих идей приносить кровавые жертвы своему Молоху. Идет самая настоящая война.
За прошедшее лето в регионе была проведена целая серия успешных спецопераций, на которые «Имарат Кавказ» ответил осенью волной насилия.
Два кровавых теракта смертников – в Буйнакске, когда атаке подвергся лагерь 136-й мотострелковой бригады, и во Владикавказе, где на воздух взлетел автомобиль со смертником, а также обнаруженная бомба у основного гидроагрегата Ирганайской ГЭС в Дагестане – все это в очередной раз поставило незатейливый вопрос: что нам делать с Северным Кавказом? Особенно он актуален по мере того, как неуклонно приближается время проведения Олимпиады в Сочи.
По этому поводу существуют две диаметральные точки зрения. Первая – этот взрывоопасный регион, как раковую опухоль, нужно отделить от России. Именно отсюда на нашу землю приходят террористы, взрывающие самолеты, поезда, дома… Они сеют ненависть и смерть. Стало быть, нужно поставить надежный заслон перед этой заразой. И вторая позиция – отделение Северного Кавказа не приведет к ожидаемому эффекту.
Так что же нам делать?..
Начну с того, что опыт отделения, правда, локального, уже был. Как известно, после Хасавюртовских договоренностей Чечня, ставшая Ичкерией, получила фактическую независимость. У Масхадова были все козыри, чтобы воспользоваться этим уникальным историческим шансом, который ему и нохчам (древнее самоназвание чеченцев) предоставила судьба. Вместе этого на территории мятежной республики возникла оффшорная зона международного терроризма. Разбой, насилие, похищения людей, работорговля – визитная карточка ЧРИ.
Дальнейшее известно: вторжение банд Ш. Басаева и Хаттаба в мирный (тогда) Дагестан, а затем начало второй «чеченской» военной кампании.
Собственно, главари «Имарата Кавказа» и те, кто стоит за этим геополитическим подрывным проектом, преследуют именно такую стратегическую цель. Создать хаос, а затем захватить власть и предельно жестокой рукой установить в регионе свой «шариатский» порядок.
Однако и Россия, в случае ухода с Северного Кавказа, получит по полной программе, потому как на очереди встанет Поволжье и далее со всеми остановками. А кончится все тем, что мы окажемся в границах Московского царства-государства. Что ж, наши «друзья» за рубежом спят и видят сжатие российской «шагреневой кожи», однако мы-то не самоубийцы!
И объяснить, для чего было положено столько жертв? Ради чего, ради кого?..
Я глубоко убежден, что вся эта ситуация нам дана свыше, чтобы мы, в России, начали меняться. Северный Кавказ – это словно выпуклое зеркало, в котором отражаются проблемы страны в целом: отсутствие национальной идеи, безответственность чиновников, произвол милиции, ужасный уровень коррупции, деградация и всеобщее падение нравов.
Недавно общественность отметила 20-летие выхода на экраны страны фильма Станислава Говорухина «Так жить нельзя». Так вот мы сейчас пришли именно к такому положению дел, когда требуются быстрые, волевые и качественные изменения.
Что касается Кавказа, то мы, наконец-то, должны отказаться от порочного наследия, когда при Сталине была осуществлена «нарезка» территориально-коммунальных квартир, аукнувшаяся нам многочисленными конфликтами.
Приведу только один пример. В советское время Черкесский (Адыгский) народ, имеющий единое самоназвание и говорящий на одном языке, был искусственно разделен на четыре народа – «кабардинцев», «адыгейцев», «шапсугов» и собственно черкесов. Название осталось только в Карачаево-Черкесии.
Черкесы так и не получили единую автономию, оказавшись на своей родине в шести субъектах Федерации: Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Краснодарский край, Северная Осетия, Ставропольский край. В трех из них они, черкесы, являются «титульными» народами.
И это, как я уже отметил, только один пример. Подобную практику никак нельзя признать разумной. Жители Кавказа должны чувствовать себя не обитателями неких обособленных территорий двойного подчинения, а гражданами единой и неделимой демократической страны, с равными правами и равными же обязанностями.
Клановая бюрократия заинтересована в сохранении существующего окостеневшего положения дел, однако, как мы видим, она уже не в состоянии обеспечивать мир и справедливый порядок на своих территориях. Ситуация выходит из-под контроля. Ярчайший пример тому – многонациональный Дагестан.
Что касается религиозного аспекта, то подавляющее число жителей Северного Кавказа не хочет жить по «шариату». Заведомо ставлю это слово в кавычки, равно как и «джихад», поскольку для магометан, в отличие от сектантов – «чистых», «истинных», эти понятия наполнены глубоким и позитивным смыслом.

Да, старая система себя изжила. Более того, она представляет уже угрозу для всей нашей России. Стало быть, нужно кардинально менять подходы, убирая излишних посредников между государством и гражданским обществом и личностью. Аварец или лезгин, адыг или кумык – все представители этих и других народов, больших и малых, должны составлять единый российский народ.
При этом никто, естественно, не собирается отменять национальности. Наоборот, подобно цветам и оттенкам они составляют радугу единой российской государственности. Когда мы придем к подобной оптимальной и сбалансированной модели, тогда нам не будет страшен ни региональный сепаратизм, ни эрзац-религиозный экстремизм осколочно-фугасного действия.
Так и хочется сказать сторонникам отделения Кавказа от России «Великой китайской стеной» словами князя Милославского из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию»: «Да ты что, сукин сын, самозванец, казенные земли разбазариваешь? Так никаких волостей не напасешься!».
Созданию новой российской идентичности может способствовать изменение федеративного устройства. По статусу при федеративном устройстве существует 3-уровневая система управления. Но 83 субъекта федерации сложны для управления. Поэтому и были созданы восеь Федеральных округов как некоторый 4-й уровень управления с пока не очень ясными функциями и полномочиями руководства. (В принципе в истории все уже было придумано: у сотника для лучшего управления всегда были десятники).
Так вот. Пора отказаться от практики деления территорий по национально-территориальному признаку, начиная от провозглашения Бухарской и Хорезмской народных советских республик в 1920-е годы, и заканчивая выборами парламента чуть ли не в масштабах подъезда жилого дома в конце 1990-х, следует признать. На сегодняшний день настала необходимость в переходе к новому федеративному устройству – на уровне Федеральных округов.
На территориях в сотни тысяч квадратных километров Федерального округа сотрутся подчеркиваемые нынешним административным делением национальные различия, упростится (и станет гораздо дешевле) система управления, а главное возникнут объективные условия для создания новой российской идентичности.

P.S. Правда, при этом не снимается задача создания рабочих мест, когда жители и Москвы и Дагестана будут уверены в том, что для того, чтобы попасть на работу не нужно собирать большую взятку. Тогда они не будут думать в ненависти о том, какой национальности человек занял рабочее место, которое им не досталось.
Tags: Кавказ, ФСБ, безопасность, политика, реформы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments